Врач рассказал о тяготах работы рентгенолаборантов, занимающихся диагностикой коронавируса: «Сотрудников не хватает»

Из-за последних событий мы забываем о многом. Например, что 2020 год был объявлен Годом медицинской сестры и акушерки. Между тем, и медсестры, и другие представители среднего медицинского персонала сегодня брошены на передовую: они борются за жизни пациентов и подвержены риску заражения наравне с врачами.

Многие из нас даже не догадывались о существовании такой профессии, как рентгенолаборант, хотя все исследования в лучевой диагностике – а это 30% медицины – проводятся рентгенолаборантами. Сейчас они выполняют самые важные исследования для диагностики COVID-19 – рентгенографию и компьютерную томографию органов грудной клетки.

О том, как сегодня рентгенолаборанты работают в московских поликлиниках, переориентированных на диагностику коронавирусной инфекции, обозревателю «МК» рассказала заведующая отделом развития лабораторного отдела лучевой диагностики Центра диагностики и телемедицины Департамента здравоохранения Москвы Елена Панина.

фото: АГН «Москва»

– Елена Вячеславовна, сегодня московские поликлиники перешли в режим 24/7, позволяющий проводить компьютерные томограммы нон-стоп. Расскажите, как это происходит?

– Существует мнение о том, что исследования лучевой диагностики проводят врачи. На самом деле человек, который выполняет такие исследования на оборудовании (КТ, МРТ, рентген) – это рентгенолабораторанты. Самого врача- рентгенолога, который делает заключение по исследованию, пациент даже не видит. Вся работа лежит на рентгенолаборантах, которые встречают пациентов, инструктируют, что делать до и после исследования, позиционируют на оборудовании, проводят сами исследования. И вот когда приходит заключение врача, если результаты хорошие – пациента отпускают домой. Если нет – его сразу же направляют по «Скорой» в стационар. Сегодня такой порядок. 

– Долго ждать заключения врача?

– Заключение появляется в электронной карте сразу после описания исследования врачом. При госпитализации пациенту дают с собой диск с его данными: чтобы в стационаре исследование не делали повторно. Все очное сопровождение пациента в отделении лучевой диагностики в основном осуществляется средним медицинским персоналом.

– Сколько пациентов в день в Москве сегодня проходит КТ легких?

– Сейчас по статистике в поликлиниках, которые задействованы по работе с COVID-19, то есть, переведены в режим приема пациентов с подозрением на коронавирусную инфекцию, выполняют порядка 1500 исследований в день. Всего таких поликлиник в городе 42 – в основном это головные учреждения амбулаторных центров. Детей это тоже касается. В каждой поликлинике в день принимают от 7 до 120 пациентов, и мы видим, что востребованность данных исследований каждый день возрастает.

– И они могут быть с симптоматикой?

– Как правило, да. То есть, это люди с симптомами ОРВИ, у которых терапевт подозревает, что заболевание может развиваться по неблагоприятному сценарию. Показания для КТ в поликлинике – повышенная до 38 температура тела, затрудненное дыхание, нарастание интоксикации, усиление кашля, в целом любое ухудшение состояния пациента.

– Так такие пациенты могут сами в поликлинику прийти или вызывать врача?

– Всем пациентам, у которых есть перечисленные признаки заболевания, рекомендовано оставаться дома. Такие пациенты в основном вызывают врачей на дом, некоторые вызывают скорую помощь. Если устанавливается, что клиническая картина неочевидная, но есть сомнения, такого пациента направят на КТ в поликлинику, особенно, в вечерние часы – их транспортируют, а дальше принимают решение о госпитализации. Сейчас идет массовое оповещение населения, и когда он записывается к терапевту по электронной системе, сразу спрашивают, какие симптомы. У нас выстроена система маршрутизации.

– Рентгенолаборанты работают с пациентами. Какие требования безопасности соблюдаются?

– Организовано разделение потока пациентов: пациенты с высокой температурой направляются через отдельный вход и изолированно направляются в кабинет компьютерной томографии. На входе в медицинскую организацию все пациенты обеспечиваются масками. В кабинет компьютерной томографии пациент входит только в маске.

На время эпидемии все кабинеты КТ условно разделены на две зоны. «Чистая» зона – пультовая, где рентгенолаборанты не имеют очного общения с пациентами, визуально контролирует процесс через защитное стекло, взаимодействуют с врачом-рентгенологом. В пультовой рентгенолаборанты в маске, халате, перчатках и шапочке. Вторая – «красная» зона, аппаратная, в которой непосредственно принимают пациентов, медработник обеспечивает позиционирование и снятие пациента с диагностического стола. Для работы в этой зоне используются более серьезные средства защиты – респираторы, перчатки, защитные очки, комбинезоны – полная экипировка. После каждого обследованного пациента проводится обработка аппаратуры и рабочих поверхностей дезинфицирующими средствами, также обеспечиваются гигиенические требования к воздуху при помощи ультрафиолетовых рециркуляторов воздуха.

– Получается, что в двух зонах работают разные медики?

– В кабинетах компьютерной томографии сейчас работают два сотрудника. Основные рентгенолаборанты переведены в «чистую» зону. Такое решение о зональном разделении кабинета КТ принято в связи с участившимися случаями вынужденной самоизоляции медиков на карантин. Для решения проблемы кадрового дефицита были привлечены рентгенолаборанты-волонтеры, которые берут на себя часть задач, которые ранее выполнял один рентгенолаборант, до разделения на зоны. Рентгенолаборанты-волонтеры встречают пациентов, проводят в аппаратную, размещают на оборудовании, позиционируют для начала исследования, проводят дезинфекцию после исследования.

Кроме того, рабочие смены кабинета томографии разделены по принципу полного исключения очных контактов между сотрудниками разных смен. То есть смена, которая работает сегодня, не пересекается со сменой, которая работает завтра. Это тоже профилактика.

– Среди рентгенолаборантов есть дефицит кадров?

– Дефицит существенный. В первый эшелон для работы с пациентами еще с недиагностированным COVID-19 входят рентгенолаборанты, которые сами нередко входят в группу риска. Они обеспечивают работу диагностического оборудования и проводят сами исследования. При выбытии медработника на карантин, работа отделения лучевой диагностики осложняется. Рентгенолаборанта сложно заменить.

И недавно Центр диагностики и телемедицины принял решение сформировать резерв специалистов, готовых включиться в работу в действующих отделениях, где не хватает персонала или где сотрудники вынуждены были уйти на карантин. В настоящее время в резерв вступили 188 рентгенолаборантов – в основном это специалистов, которые раньше работали на флюорографии, маммографии, стоматологии. Плюс идет приток резервистов из частной медицины, где поток пациентов сократился – они тоже будут работать в наших ковидариях.

Сотрудников не хватает, но резерв сформировался, все готовы нам помогать. Сложность в том, что они работают на других модальностях и приходится их оперативно обучать. Сейчас организовано дистанционное обучение. Отклик от профессионального сообщества огромный. Как только мы сделали рассылку с приглашением присоединиться к резерву, буквально за час нам перезвонили и написали больше 50 специалистов.

Нужно отметить, что ситуация быстро меняется, количество исследований возрастает – мы ищем рентгенолаборантов-волонтеров, которые вступят в наш резерв.

– Какой возраст у этих сотрудников?

– Абсолютно разный. Средний возраст рентгенолаборанта – 55 лет. Рентгенолаборанты относятся к специалистам, у них обязательно должно быть среднее профессиональное образование по одной из медицинских специальностей, таких как «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Медико-профилактическое дело» или «Лабораторная диагностика». Кроме того, они должны пройти профессиональную переподготовку по направлению «Рентгенология» или «Рентгенорадиотехнология и медицинская визуализация». Кроме того, у них не должно быть медицинских противопоказаний, например, заболевания астмой и других хронических заболеваний, которые являются противопоказанием с работой с COVID-19.

– Как ведется работа в таком «военном» режиме? И сколько за это время сотрудников оказалось на карантине?

– Работа началась с момента объявления самоизоляции, то есть с 28 марта. Сегодня в Москве на рабочих местах по различным причинам отсутствует 87 рентгенолаборантов. Это меньше 10% от общей численности рентгенолаборантов в медицинских организациях амбулаторно-поликлинического звена.

А еще у нас стартовала акция по всей России «Рентгенолаборанты против COVID-19» – для рентенолаборантов из отдаленных уголков страны и тех, кто на карантине, мы проводим вебинары на актуальные темы. Они рассчитаны для рентгенолаборантов лучевой диагностики и на медсестер функциональной диагностики. Например, первой темой вебинара стала: особенности проведения технологий компьютерной томографии легких у пациентов с подозрением на внебольничную пневмонию. Все вебинары бесплатные, их прослушало за первую неделю акции более 5 тысяч медиков.

Ну и надо напомнить, что 2020 год объявлен Годом медсестры и акушерки. И получилось, что для всего медицинского сообщества это такой непростой год, и эти сотрудники на передовой. И как никогда на первое место выходит значимость этой профессии. Для многих открытие, что важные исследования проводят средние медицинские работники, и сколько всего от них зависит: собрать анамнез у пациента, психологически его подготовить к исследованию, правильно позиционировать на оборудовании, подобрать оптимальные параметры дозовой нагрузки, выполнить исследования высокого качества, провести противоэпедимические мероприятия после исследования и многое другое. И все это в их руках.

Источник