Низкую рождаемость в России связали с мужскими проблемами

В преддверии женского праздника поговорим о насущном: в России сегодня все больше матерей-одиночек и возрастных холостяков, и все меньше появляется на свет детей. За последние 5 лет суммарный коэффициент рождаемости снизился до критической черты — 1,59 ребенка на одну женщину. Хотя только для простого воспроизводства населения необходимо 2,11–2,15 ребенка на женщину. И смертность опять начала превалировать над рождаемостью. Проблема, что понятно, не только частная, но и государственная. По мнению президента нашей страны, рождаемость ни много ни мало — фактор национальной безопасности.

Почему молодые не желают «плодиться и размножаться»? Они не могут или не хотят иметь детей? Каковы последствия поздней беременности для здоровья будущей мамы и ее наследника? Спасут ли ситуацию новые финансовые вливания в семью, в детей? И все ли решают деньги?

— Нет, не все. Многое зависит от нас самих, — убежден побывавший в «МК» главный специалист по репродуктивному здоровью Минздрава России, директор НИИ урологии и интервенционной радиологии им. Н.А.Лопаткина, членкор РАН, д.м.н. Олег АПОЛИХИН, ответивший на вопросы и наших читателей в режиме онлайн-конференции, и газеты.

Фото: pxhere

«Смертность мужчин трудоспособного возраста зашкаливает»

— Олег Иванович, в чем, на ваш взгляд, причина репродуктивных провалов в нашей стране? Виновато плохое здоровье современных женщин, ранняя смертность мужчин?

— Статистика на этот счет неутешительная. Россия занимает одно из первых мест в Европе по смертности мужчин трудоспособного возраста: из общего числа умерших в этом возрасте почти 80% мужчины. До сих пор сохраняется высокая разница в продолжительности жизни мужчин и женщин. По данным Росстата, в прошлом году разрыв составил 10 лет.

Болезни тоже вносят свой ощутимый вклад: смертность, например, от внешних причин, у мужчин выше на 242%; от болезней органов дыхания — на 112%; от болезней органов пищеварения — на 24,6%; от новообразований — на 13,3%.

Известно и низкое качество жизни мужчин трудоспособного возраста. Обусловлено оно в том числе высокой распространенностью аддиктивного поведения (склонность к алкоголизму, наркомании, курению). Это особый тип форм деструктивного поведения, которые выражаются в стремлении уходить от проблем, от реальности посредством специального изменения своего психического состояния. Сегодня добавился еще и прессинг работодателей (бесправие сотрудников, в том числе и мужчин, низкие заработки, увольнения без причин и др.), отсутствие механизмов страховой ответственности за здоровье подчиненных. Налицо и собственное безразличие к здоровью у мужчин, тем более у одиноких, что тоже не способствует продлению их жизни.

А в целом все это приводит к снижению показателей рождаемости в нашей стране.

СПРАВКА «МК»

В России на фоне изменения демографической структуры населения с 2015 года снижается суммарный коэффициент рождаемости (СКР). В 2017 году он упал до 1,58 ребенка на одну женщину, в 2018-м составлял 1,59, что фактически соответствует 2011 году. Тогда как для простого воспроизводства населения (без прироста численности) необходим 2,1 (более двух детей на одну женщину). Снижается и общая численность рожденных детей — до 1598 тысяч (ниже уровня 2007 года). «На таком неблагоприятном демографическом фоне даже повышение суммарного коэффициента рождаемости к 2024 году до 1,7 ребенка на женщину кажется труднореализуемой задачей, не говоря уже о повышении ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет», — констатируют демографы.

— Если этот показатель будет еще ниже (по расчетам демографов, сохранится на отметке ниже 1,2 в течение 35–40 лет), то количества трудоспособных людей вообще не хватит для содержания стариков, — убежден наш эксперт Олег Аполихин.


фото: Екатерина Шлычкова

Женщины рожают «для себя», а мужчины живут «для себя»

— Олег Иванович, современницы сейчас не только мало и поздно рожают, но чаще еще и в одиночестве, «для себя»? Почему?

— Серьезнейшим фактором современности, влияющим на снижение рождаемости, является потребительский гедонизм — стремление молодых россиян детородного возраста жить в свое удовольствие. Все больше людей сознательно отказывается иметь детей, ссылаясь на связанные с ними дискомфорт и ограничение свободы, угрозу успешной карьере и материальному благополучию. Сегодня в тренде молодой инфантилизм — нежелание рожать и безответственное отношение и к собственному здоровью, и вообще к будущему.

— И каково здоровье детей у «старородящих» женщин и от возрастных отцов? 

— С 1970 по 2008 год в развитых странах средний возраст женщин при рождении ребенка вырос на 3,8 года (с 25,6 до 29,4 года). Но проблема здесь не только в увеличении возраста матерей, но и «возрастное отцовство». Время достижения беременности значительно снижается с возрастом, начиная с 25–29 лет. Так, если отцу 25–29 лет, среднее время достижения беременности составляет 6 месяцев, а если 50+, то ждать беременности придется уже 26,2 месяца причем независимо от возраста партнерши.

А если отец старше 32 лет, то еще и риск шизофрении у будущего ребенка выше в 3 раза по сравнению с 28-летними. При рождении ребенка от отца в возрасте старше 40 лет риск развития аутизма выше в 5,75 раза по сравнению с 30-летними отцами.

Если будущий отец старше 35 лет, то риск лейкоза у будущего ребенка выше на 50%, риск опухоли мозга — на 40%.

Риск выкидыша у женщины, забеременевшей от отца старше 50 лет, увеличивается в 2 раза. Также в 2 раза возрастает и частота преждевременных родов.

— Но современные мужчины не очень-то и хотят иметь детей. Каковы причины? Есть ли исследования на этот счет?

— Согласно опросу, в котором приняли участие несколько тысяч россиян, более 80% респондентов ответили, что в семье должно быть не менее двух детей. При этом 26% мужчин хотели бы иметь даже трех и более детей, среди женщин таких только 20%. Более половины опрошенных считают, что идеальный возраст для рождения первенца — 20–25 лет, 24% женщин отметили, что лучшее время для первых родов — 26–30 лет.

Среди причин снижения рождаемости почти 70% опрошенных назвали финансовую нестабильность в семье; на втором месте — необходимость выбора между ребенком и карьерой; более 60% уверены, что введение дополнительных мер и программ поддержки семей с детьми будет способствовать повышению рождаемости в России. При этом субсидии на приобретение жилья участники опроса отметили как самую эффективную меру господдержки семей с детьми и побуждающую к деторождению, на втором месте — увеличение материнского капитала.

Для демографического прироста сегодня принципиально важным является сохранение репродуктивного здоровья, создание профилактической модели, главный принцип которой «не дать заболеть», а не только эффективно лечить уже имеющиеся заболевания. И надо сказать, что усилия Минздрава РФ по борьбе с репродуктивными потерями не прошли бесследно: зафиксированы исторические минимумы материнской и младенческой смертности.

Спасет ли страну от вымирания налог на бездетность?

— Олег Иванович, не первый год в России будируется вопрос о налогах на бездетность. О чем говорит мировая практика? 

— Такой налог уже есть в ряде развитых стран. И в нашей стране он нужен. Для женщин он должен быть в более старшем возрасте (после 30–35 лет), для мужчин — в более молодом (после 25–30 лет). Мужчины, на мой взгляд, должны платить такой налог вплоть до выхода на пенсию. Это не наказание, а важный финансовый инструмент, он необходим для поддержки детей, которые имеют одного родителя либо растут в семьях с низкими доходами. Да и в перспективе те, кто не заводит детей, живет для себя, тоже станут пожилыми, и им надо будет платить пенсию. По нынешним правилам их содержат «чужие» дети, отчисляя налоги в бюджет. Поэтому справедливо будет, чтобы холостяки и не рожающие женщины вносили определенную сумму денег в бюджет (для себя в будущем). Нужна политическая воля на самом высоком уровне.

Такого закона пока нет, и если он будет, полагаю, вызовет негативный резонанс. Надо разъяснять людям, что солидарные платежи должны быть. Сегодня в России очень мало молодых людей, способных к деторождению. И если такой закон не принять, в обществе может наступить катастрофа, когда смертность значительно превысит рождаемость, и стариков просто некому будет содержать, платить им пенсию. 

— Вы считаете, такой закон подвигнет молодых к деторождению?

— Скорее это социальный, а не стимулирующий инструмент. И на 100% он не подтолкнет юношей и девушек к желанию иметь детей. Нужны и ценностные установки, что иметь детей — это классно и важно для себя. И что для этого надо быть здоровым. Ведь уже доказано, что бесплодных россиян не так много: только 4% случаев бесплодия обусловлены генетикой, остальные 96% — образ жизни самих мужчин и женщин. В перспективе обеспечить сохранение репродуктивного здоровья наших граждан невозможно без возрождения нравственности и повышения культуры полового поведения.

Как это ни покажется странным, решающую роль в решении женщины сохранить беременность играет поведение мужчины, его готовность стать отцом. Согласно опросам, каждые 8 из 10 женщин готовы сохранить ребенка при наличии мужской поддержки. Поэтому фокус государственного внимания должен быть сосредоточен на духовно-нравственных ценностях семейных отношений. Основы репродуктивного поведения человека закладываются в семье.

— В нашей стране очень разная статистика по поводу бесплодных пар. Сколько их на самом деле? Может, решение проблем с рождаемостью лежит в плоскости ликвидации бесплодия?

— Сегодня в России около 15% бесплодных пар. Чтобы статистика была более четкой, нужен репродуктивный регистр. И его должен создать федеральный закон по типу, например, единого регистра в нашей стране по диабету, орфанным (редким) заболеваниям, по онкологии. Такого учета и контроля по репродукции в нашей стране не хватает, чтобы понимать, в каких регионах России есть потенциал рождаемости, а в каких — провал. Все вопросы, касаемые демографической политики в России, должны решаться на государственном уровне. И создание такого регистра менее затратно, чем вслепую работать с возникающими проблемами рождаемости в стране. Конечно, это потребует каких-то финансов, но они окупаются, как любая учетная статистика.

Материнский капитал — не для уродов

— Олег Иванович в Интернете идет дискуссия о том, что благодаря материнскому капиталу рожать будут больше асоциальные элементы (алкоголики, наркоманы и пр.). Есть ли опасность рождения нездоровых детей?

— Цель, конечно, простимулировать рождение нормальных детей, не уродов. Но для этого кроме денег нужны еще и некоторые механизмы. Вообще, рождаемость — не столь экономическая, сколько нравственная задача. Сегодня ценностные ориентиры у молодежи другие, и деньги, что касается рождения детей, на мой взгляд, большой роли не сыграют. Но если «подтянуть» еще и ценностные ориентиры, то рождение детей вполне будет возможным. Ведь если женщина пошла на первого ребенка, то есть вероятность рождения второго и третьего.

— Как известно, в России очень многие женщины прибегают к абортам. Хотя вроде наметилось небольшое их снижение. Церковь категорически против такого «убийства» детей. А кто-то предлагает исключить аборты из системы ОМС. Чью сторону занимаете вы?

— Да, сегодня россиянкам предоставляется возможность избавиться от беременности бесплатно, по ОМС. Считаю, что это неправильно. Во-первых, аборт — это не медицинская услуга, не болезнь. И аборты нужно делать, когда есть, например, угроза жизни женщины или может родиться «неполноценный» ребенок. Знаменитый доктор Гиппократ, клятву которого врачи и сегодня дают при получении дипломов, тоже избавление от беременности приравнивал к убийству. Это было запрещено моральным кодексом того времени.

— Но женщина за свой репродуктивный период может родить десять, двадцать и более детей. Разве возможно одной семье «вытянуть» их всех, не только финансово?

— Аборт не может быть мерой контрацепции. За прерванный процесс развития новой жизни внутри своего организма женщина расплачивается, как правило, раком груди, воспалительными заболеваниями. К тому же ребенок, даже в утробе матери, — это отдельное существо. И при аборте затрагивается не тело матери, как это принято считать, а тело ребенка. Поэтому эту процедуру можно назвать самым настоящим убийством.

— И где тогда выход?

— Вопрос здесь не в том, как быть женщине, которая много раз беременеет, а в том, как регулировать этот процесс. Есть специальные механизмы для этого. Есть также календарь циклов, дни, когда вероятность забеременеть у женщины наиболее высока, а есть дни, когда беременность вообще не наступает. Надо лишь подстроить свою репродуктивную систему под этот цикл. А если появился «нечаянный» ребенок, не надо его подбрасывать к дверям клиник, оставлять на улице в опасности. В нашем государстве для всех детей найдется место и возможность их вырастить, выучить, обеспечить жильем.

— Считается, что первый аборт наиболее вреден — в перспективе у женщины может вообще не быть детей. Ваше мнение?

— Такое действительно может быть, так как у не рожавшей женщины более уязвима репродуктивная система. Хотя детей может не быть и после второго и третьего аборта. Но все же первого ребенка желательно рожать хотя бы для того, чтобы избежать рака груди. И в этом женщину должен поддержать мужчина: законный муж, партнер, сожитель. У нас есть статистика, причем самая достоверная (на основе исследований), что 8 из 10 женщин готовы рожать ребенка, если находятся в стабильном сожительстве. А таких сейчас немало.

…Хорошо, что сегодня женщине, в том числе родившей ребенка «для себя», свое плечо подставило государство: выделяет сотни тысяч рублей и на первого, и на второго, и на третьего ребенка. Но лучше все же, если дети будут рождаться в традиционной семье, когда есть папа и мама. Как считает наш продвинутый эксперт, профессор Олег Иванович Аполихин, «хороший репродуктивный потенциал реализуется именно в семье. В нашей стране чаще так и происходит. Но ответственное материнство и отцовство, культуру полового поведения мужчин и женщин во многом придется возрождать».

Источник