Нарколог рассказал, чем опасен режим самоизоляции для алкоголиков

В период эпидемии, людям, которых принято считать социально неблагополучными слоями населения, уделяется немного внимания – не до них. Так что тем, у кого есть зависимости, в частности, наркотическая и алкогольная, приходится непросто. Последних в стране особенно много, и самоизоляция наверняка поспособствует приросту их армии.

фото: pixabay.com

Первое, чем закупились многие россияне на случай вынужденного домосидения – это спиртное. «Мы теперь пьем каждый вечер, — рассказывает москвичка Ирина. – А что делать? Телевизор включишь – там апокалипсис. Ни одной хорошей новости, все хуже и хуже. А выпьешь – вроде и получше становится».

Как говорит доктор медицинских наук, профессор кафедры психиатрии и наркологии Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова Юрий Сиволап, можно предположить, что в условиях самоизоляции количество алкозависимых вырастет: «К сожалению, ситуацию трудно прогнозировать. Но можно предположить, что многие люди, даже те, у которых нет особенных проблем с алкоголем, начнут выпивать больше обычного. Когда людям нечем заняться, потребление увеличивается. Что касается пациентов с алкоголизмом, то у некоторых могут усилиться симптомы заболевания и они тоже начнут пить больше. В отличие от людей с наркозависимостью, для которых отмена потребления наркотиков не принесет проблем, отмена потребления алкоголя — вещь более серьезная и опасная. От белой горячки умирает 5-8 процентов пациентов в лучших клиниках мира. Если же их не лечить, эти показатели могут увеличиться. Такие пациенты должны получать помощь, но я не знаю, как это будет в нынешней ситуации. Нельзя исключать, что возобладают моралистские подходы: мол, что есть люди, более нуждающиеся, нечего алкоголиков лечить. Хотя, конечно, помощь людям с алкоголизмом не на первом месте сейчас во всех странах мира».

— Есть шансы, что люди с наркозависимостью переживут этот период с меньшими потерями для здоровья?

— Возможно, моя гипотеза ошибочна, но время самоизоляции может стать благом для пациентов с наркозависимостью, потому что при невозможности покидать дом надолго, у них есть шанс самостоятельно переболеть свою зависимость. Да, они помучаются, но это теоретически приведет к тому, что они перестанут принимать психоактивные вещества. И если для больных алкоголизмом отмена порой опасна алкогольными судорожными приступами или делирием, то наркотическая ломка при всей тяжести страданий, которыми она сопровождается, угрозы жизни не создает. Поэтому никакой опасности я здесь для пациентов с наркозависимостями я не вижу.

— По сути, им не нужны добровольцы, которые бы обеспечивали их на период карантина метадоном?

— Метадон у нас запрещен, и запрещены программы заместительной терапии. Наверняка в странах Евросоюза, если человек получает назначенную им одобренную государством терапию, он сохраняет ее и в условиях карантина. У нас такое совсем не обсуждается. При том что я отношусь с уважением к заместительной терапии, полное воздержание для пациента с наркозависимостью лучше, чем она. Так что, если человек перестанет принимать наркотики, это станет большим благом, чем получение уличного наркотика.

— Возможен ли рост преступности на этом фоне – известны случаи, когда люди с наркозависимостями идут на кражи?

— Увы – да. Пациенты с зависимостями могут выйти на улицы добывать наркотики. Другое дело – я надеюсь, что само распространение наркотиков, наркоиндустрия будет парализована в связи с этой ситуацией и проблема значительно облегчится.

Но я не уверен, что все будет именно так. Прогнозы – не моя специализация, поэтому мои высказывания очень осторожны и носят характер сугубо предположительный.

Источник