Дети и деньги – вопросы воспитания

В жизни каждого ребенка настает момент (обычно с 4-5 лет), когда он начинает интересоваться финансовой стороной жизни – стремится понять, что такое деньги, и откуда они берутся, какую роль играют в жизни семьи, как планируются расходы, и производятся траты.

Сегодня мы познакомим вас с советами детского психолога и врача Александра Кузнецова о том, как правильно ввести ребенка в этот сложный мир денег.

Дети и деньги — вопросы воспитания

Если родители смогут объяснить своему ребенку функцию денег, связь денег и труда, дадут возможность получить первый опыт обращения с ними – ребенок не только постепенно обретет финансовую грамотность, но и получит правильное представление о роли денег в нашем обществе. Поэтому данный процесс играет также важную воспитательную роль.

Нужно ли говорить с детьми о деньгах?

Психологи рекомендуют объяснять детям, откуда берутся деньги, кто и как их зарабатывает, и как распределяются траты: это поможет ребенку ориентироваться в стоимости вещей, в понятиях «дорого» и «можем себе это позволить», разделять необходимые и необязательные покупки, а также осознавать и контролировать свои желания получить что-либо.

Не стоит обозначать крайние проявления, объясняя, что семья «бедная» или «богатая», это может вызвать повышенный интерес к деньгам, развить чувство зависти или алчность.

Как сформировать у ребенка правильное отношение к деньгам?

По мере взросления ребенка, можно вводить его в курс экономической жизни семьи: рассказать в общих чертах, как формируется бюджет, сколько стоят основные продукты, одежда, обувь, обучение, развлечения.

Ребенок при этом не обсуждает денежные вопросы наравне с родителями, но получает представление о том, как расходуются деньги внутри семьи. Накопленные и карманные деньги, которыми ребенок будет распоряжаться сам, помогут ему постепенно научиться планировать расходы, при условии, что необходимые траты (проезд, питание, обучение) продолжают обеспечиваться родителями.

Нужны ли ребенку карманные деньги?

Карманные деньги – сумма, которую ребенок может тратить на свое усмотрение, не спрашивая у родителей разрешения на покупку.

Перед тем, как начать выдавать карманные деньги, родителям рекомендуется объяснить ребенку, что это новая степень ответственности, что теперь он будет учиться обращаться с деньгами, показать свою готовность дать совет и оказать помощь в планировании, а также договориться, какие расходы продолжают оплачивать взрослые.

Чтобы избежать легкомысленного отношения к деньгам, сумма должна быть ограничена (чем старше ребенок – тем она больше), и выдаваться периодически, например, еженедельно. Возможно, первые траты ребенка покажутся родителям бессмысленными, но важно предоставить ему самостоятельность: постепенно он поймет цену денег.

Нужно ли давать деньги за успехи в учебе или помощь по дому?

Психологи рекомендуют при необходимости поощрять детей за успехи подарками или нематериально (развлечения, поездки), что ребенок понимал, что он учится для себя, а не за денеженое вознаграждение.

Платить за помощь по хозяйству не стоит, это может сформировать потребительское отношение к родителям. Участие в семейных делах – не наемный труд, а обычная жизнь в семье.

Должен ли ребенок вносить вклад в бюджет семьи?

Если ребенок уже зарабатывает деньги сам, желательно, чтобы часть из них принадлежала семейному бюджету; обязательно нужно оценить его участие, похвалить.

Заработанные деньги он может также использовать для покупки подарков членам семьи. Если ребенок не догадался сам это сделать, можно с помощью простых примеров объяснить ему, как поступают с заработанными деньгами взрослые (например, можно сказать: «Папа заработал деньги, и мы купили продукты для всей семьи»).

Источник cтатьи: mama.ru
Читайте подробнее на Lady.ru 

Источник