Система здравоохранения фокусируется на реабилитации

Медицинская реабилитация необходима всем пациентам, переболевшим COVID-19, независимо от тяжести течения заболевания. На конгрессе «Здравоохранение в России – 2021» эксперты обсудили не только имеющийся опыт и реабилитационные практики, но и озвучили показатели, которые планируют достичь в ближайшие 3 года.

В рамках пленарной дискуссии «Реабилитация после COVID-19: в фокусе государственных приоритетов» заместитель председателя Совета Федерации Г. Карелова рассказала о мерах государственной поддержки. В федеральном бюджете на проведение реабилитационных мероприятий заложено 60 млрд рублей, половина из которых пойдут на увеличение объемов медицинской помощи для переболевших. Сенатор отметила Воронежскую область, где уже выпущены первые методические пособия по медицинской реабилитации, а также Ставропольский и Краснодарский край, которые успели накопить уникальные практики по постковидной реабилитации.

Тему комплексной реабилитации продолжил И. Никитин, профессор, директор НМИЦ «Лечебно-реабилитационного центра» Минздрава России. Он рассказал о том, что сегодня в России в стадии разработки находится 85 региональных программ по восстановлению здоровья и медицинской реабилитации для больных, перенесших COVID-19. При этом фокус идет на расширение охвата пациентов в амбулаторном сегменте. Не менее 3 тысяч врачей дополнительно пройдут обучение по программе переподготовки по физической и реабилитационной медицине, и не менее 6 тысяч специалистов — из состава мультидисциплинарных бригад.

Между тем, у всех, кто переболел коронавирусной инфекцией, есть возможность пройти углубленную диспансеризацию по месту прикрепления уже сегодня. Об этом напомнила О. Драпкина, директор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России. Если уровень сатурации у пациента меньше 94, то он автоматически направляется на второй этап диспансеризации, где проводится УЗИ сердца, КТ легких и УЗИ вен нижних конечностей, где чаще всего формируется тромбоз. Если этот показатель выше 94, но пациент жалуется на одышку, астению, слабость, выраженную усталость, то он направляется на тест шестиминутной ходьбы, по результатам которого определяется потребность в дальнейших диагностических методиках. После комплексной диагностики терапевт выдает заключение, на основании которого пациент направляется или на диспансерное наблюдение, или на реабилитацию в амбулаторных условиях, или в стационар.

Несмотря на то что количество выписанных пациентов увеличивается, процесс их восстановления идет крайне медленно, а риски отсроченных исходов, которые ухудшают качество жизни, возрастают. Об этом рассказала Г. Игнатова, профессор, главный внештатный специалист-пульмонолог Минздрава РФ по Уральскому федеральному округу. На основе данных, которые привела пульмонолог, нарушение функции легких в первый месяц после выписки из стационара наблюдается более чем у 50% больных с COVID-19. Аномальные последствия в виде нарушения диффузионной способности, то есть газообмена в легких, могут сохраняться даже у больных с некритическим течением COVID-19. Игнатова рассказала об одном из ферментных препаратов, которые сегодня все чаще применяются при комплексной медикаментозной реабилитации пациентов. Лонгидаза®способна улучшить функцию легких за счет гиалуронидазной активности, противовоспалительных и противофиброзных свойств. Согласно эмпирическим данным, у пациентов с выраженным повреждением бронхолегочной системы при COVID-19 количество гиалуроновой кислоты в респираторном секрете и легких становится избыточным. Снижение ее уровня — это потенциальная терапевтическая мишень, как при терапии COVID-19, так и при постковидном синдроме.

Постковидный синдром сегодня находится в фокусе внимания многих специалистов, в том числе и кардиологов. По словам Е. Шляхто, главного внештатного специалиста-кардиолога Минздрава России, чаще всего летальные исходы при COVID-19 случаются у больных с сердечно-сосудистыми нарушениями — тромбоэмболией, поражением миокарда воспалительной природы. После прохождения острой фазы заболевания такие больные непременно должны проходить соматическую реабилитацию в стационарах, на специализированных койках. При этом важен индивидуальный подход не только при лечении, но и при динамическом наблюдении.    

Еще об одном явлении — цитокиновом шторме, основном факторе тяжелого течения при COVID-19, рассказал А. Лила, профессор, директор ФГБНУ «Научно-исследовательский институт ревматологии им. В.А. Насоновой». В клинической практике лечения коронавируса врачи впервые столкнулись с такими же симптомами, какие можно наблюдать у пациентов с ревматическими заболеваниями. Так называемый синдром активации макрофагов, или системная воспалительная реакция, которая провоцирует атаку иммунитета на собственные клетки и ткани — такие же аутоиммунные нарушения выявляют при помощи лабораторной диагностики у пациентов с красной волчанкой или ревматоидным артритом.

Около трети пациентов, переболевших COVID-19, сообщают о неврологических симптомах, которые могут быть следствием поражения центральной и периферической нервной системы, поражения мышечной системы. Особое наблюдение требуется пациентам, у которых COVID-19 сопряжен с острыми нарушениями мозгового кровообращения. У таких больных тяжелое течение инфекции может провоцировать нарушение свертываемости крови и поражение микрососудистого русла.

Дискуссию также поддержал С. Мацкеплишвили, заместитель директора по научной работе Университетской клиники МГУ, который сделал акцент на том, что реабилитация после перенесенного COVID-19 и постковидный синдром, который требует лечения, нацелены на разные категории пациентов. Эксперт отметил, что лечение ковидных больных в российских регионах не всегда соответствует разработанным протоколам лечения и до сих пор имеет место антибактериальная терапия там, где она неуместна, а также избыточное назначение кортикостероидов и резкая отмена антикоагулянтов, что также может привести к негативным последствиям.

В рамках сессии также выступили Н. Мокрышева, директор ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава России, и Е. Аксенова, директор Научно-исследовательского института организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения г. Москвы, которые поделились своим опытом и обобщили данные медицинской практики. 

 

Источник