В краю золотого корня и снежных барсов: как сохраняют Горный Алтай

В краю золотого корня и снежных барсов: как сохраняют Горный Алтай

Компания «Эвалар» взяла шефство над проектами по сохранению флоры и фауны в национальном парке «Сайлюгемский», куда и отправилась экспедиция «Комсомольской правды» вместе с сибирскими коллегами и популярными тревел- блогерами.

Александр МАНЕЕВ, кандидат биологических наук (Горно-Алтайский государственный университет), стоит на берегу Катуни и рассказывает:

– Алтай – место уникальное. У нас тут чего только нет. Еще в глубокой древности тибетские монахи приходили сюда, на границу с Монголией, и закупали редкие травы для лечения – наши золотой корень и родиолу морозную. Они в этом толк знали всегда, умели делать лекарства. Потому тибетская медицина на весь мир и знаменита.

– Что, вот прямо из Тибета к вам за травками и корешками шли? А поближе негде было взять?

– В том-то и дело, что нет. Говорю же: Горный Алтай – это удивительная территория. В том числе и по части растительности. Вот здесь, где мы сейчас с вами беседуем, мы видим сосновые леса, дальше, когда будете подниматься вверх по Чуйскому тракту, там уже лиственничные леса начнутся. Дальше пойдет уже сосна сибирская, то, что мы называем кедром. Хотя на самом деле у нас кедра нет, это народное название – кедр. Настоящий кедр – в Ливане. Ну а еще дальше начинаются более высокие участки Горного Алтая, хребты – Южно-Чуйский, Северо-Чуйский, Катунский, хребет Чихачева, Курайский хребет, Шапсальский хребет. И хребет Сайлюгем, на территорию которого вы сейчас и поедете.

КТО ОХОТИТСЯ ЗА РЕДКИМИ РАСТЕНИЯМИ?

Главные задачи отдела научных исследований и мониторинга Сайлюгемского национального парка – разработка эффективных способов охраны снежного барса и алтайского горного барана аргали. Но не только животные подлежат охране. Не менее важно сейчас позаботиться и о сохранении флоры этих территорий. Тем более что растения здесь в прямом смысле чудодейственные.

Справка

Красная щетка, родиола четырехчленная или морозная – это вид рода Родиола семейства Толстянковые. К этому роду относится также родиола розовая. Название растения обусловлено красным окрасом и характерной формой листьев, напоминающих щетку. Произрастает оно только на альпийских горных склонах. В качестве лекарственного сырья применяется корень красной щетки. В нем содержится вещество гликозид салидрозид, являющийся эстрогеноподобным веществом и проявляющий адаптогенную и противовоспалительную активность. Родиола морозная, как адаптоген, часто входит в состав фиточаев, обладающих общеукрепляющими свойствами при астении, а также применяется в составе чаев и сборов для женского здоровья.

– Вообще флора Республики Алтай насчитывает 2136 видов высших растений, – продолжает Александр Манеев. – Такого нет больше нигде на земном шаре. Ну и, конечно, особое место занимают наши целебные растения – золотой корень и родиола морозная. Родиолы – это все краснокнижные виды, они находятся под государственной охраной. И, естественно, они попали в Красную книгу не случайно.

– Идет очень быстрое, я бы сказал, даже хищническое уничтожение наших редких растений, – говорит Александр Манеев. – Как раз для использования в народной медицине. Если говорить о родиоле розовой, это один из видов рода Rhodiola, который встречается довольно широко, можно его увидеть и в Скандинавии, и на Дальнем Востоке, и на Курильских островах. Но наиболее крупная часть ареала находится именно здесь, на юге Западной Сибири, и конкретно – на территории Республики Алтай, в Усть-Коксинском районе. Но и она постоянно сокращается.

– И насколько все плохо?

– А вот это мы и должны выяснить. В данный момент при содействии компании «Эвалар» ведутся научные работы, которые дадут ответ на этот вопрос и помогут в решении проблемы. Сейчас могу сказать так: если сравнивать данные, которые были опубликованы в 80-х годах прошлого столетия, и теперешние цифры, станет понятно, что популяции истощаются, многие практически полностью уничтожены. Да можно и на цифры не смотреть, даже визуальные наблюдения позволяют оценить ситуацию. Запасов золотого корня и родиолы морозной этой территории сегодня стало явно меньше. При таком нещадном уничтожении ее хватит на 10–15 лет.

– Все тибетские монахи раскупили?

– Нет, конечно, тут много факторов. Местные жители тоже способствуют, – вздохнул наш собеседник.

Людей, которые занимаются незаконным сбором редких растений, можно понять. Уровень жизни тут невысокий, местные жители вынуждены искать пути дополнительного заработка. Вариантов немного. Один из самых привычных и традиционных – сбор дикоросов, в том числе и занесенных в Красную книгу. Дело это, конечно, наказуемое, но люди на него идут.

Говорит директор национального парка «Сайлюгемский» Денис МАЛИКОВ:

– И что особенно прискорбно – все это происходит и на территории национального парка. Он ведь не всегда здесь существовал, до 2013 года сбор дикоросов был вполне законным. Но на то он и национальный парк, чтобы сохранять экологию региона, в том числе и путем введения некоторых ограничений. А такой массовый сбор золотого корня, родиолы розовой, или розового корня, – это ведь все пагубно сказывается на экосистеме региона.

Вот поэтому очень важно, что мы сейчас проведем оценку ситуации с краснокнижными растениями. Пока ограничимся территорией национального парка «Сайлюгемский». Спасибо компании «Эвалар», которая согласилась нам в этом помочь. Надеемся, что наше сотрудничество будет многолетним, вот тогда, возможно, мы расширим зону исследований и на другие районы.

Справка

Ученые Горно-Алтайского государственного университета вместе с компанией «Эвалар» сейчас работают над тем, чтобы посчитать, сколько же на данный момент в нацпарке «Сайлюгемский» осталось тех самых редких эндемиков: красной щетки и золотого корня. И не просто посчитать, а составить своего рода карту мест, где можно найти эти целебные растения и насколько еще может хватить их «запасов». Так будет понятно, за какими территориями будет нужен особый контроль.


КАК АРГАЛИ И ДОМАШНИЕ КОРОВЫ ДЕЛЯТ ТЕРРИТОРИЮ

Есть еще одна сторона проблемы. Горный Алтай вообще и Кош-Агачский район в частности – регион животноводческий.

Справка

Одна из важных программ компании «Эвалар» в Сайлюгемском национальном парке – исследование территорий, которые могут подойти для пастбищ или уже используются с этой целью. Ученым предстоит выяснить, как лучше распределить угодья региона, чтобы и местным жителям для своих нужд хватило, и диким аргали было где питаться. В исследовании будет показана современная система использования пастбищ, базирующаяся на традиционных подходах местного населения. Проверяется также состояние почв, не грозит ли им истощение из-за перевыпаса скота. Ведь важно сохранить не только фауну, но и позаботиться о местных краснокнижных растениях. Работа весьма обширная и сложная, но очень важная, причем не только для Алтая. Полученные выводы и методики будут применять и на других территориях страны, где существует похожая проблема.

Много домашнего скота – это, конечно, хорошо. Как говорили в советские времена, «животноводство – ударный фронт». Да и со стороны все выглядит невероятно красиво: алтайские коровы и сами по себе необыкновенно хороши, а уж на фоне таких роскошных пейзажей и подавно. Но не все так однозначно. Почти все животные тут на вольном выпасе. Это не может не влиять на состояние почв, и тут снова возникает угроза для редких растений.

Конечно, не надо во всем винить домашний скот, дополнительную угрозу для флоры создает растущее поголовье горного барана аргали, изучением которого тоже занимаются научные сотрудники национального парка «Сайлюгемский». Животное редкое, краснокнижное, его тоже беречь надо. В 2014 году аргали на этих территориях было, по словам Дениса Маликова, 450 особей. Сейчас, благодаря природоохранным программам, с проведением которых помогает «Эвалар», их численность достигла полутора тысяч. С точки зрения ученых это хорошо, есть чем гордиться. С точки зрения людей, занятых скотоводством, ничего хорошего. Аргали ищут новые пастбища, и уже возникает проблема конкуренции диких архаров и домашнего скота.

Выход, если совсем коротко, в том, чтобы аргали осваивали новые территории, и тогда всем будет хорошо. Но для того, чтобы они себя там привольно чувствовали, нужно создавать на этих территориях охранные зоны. И, кстати, местные жители эту ситуацию понимают, многие даже помогают вести учет популяции архаров.

И тут как раз еще один важный аспект научных исследований под патронажем «Эвалар».

Кстати, аргали, здешнего горного барана, наша экспедиция видела. И это на самом деле удача, не всем посещающим Сайлюгемский хребет она выпадает. Сначала где-то вдали, на склонах гор мелькали какие-то крохотные точки. Подобрались поближе, стали различимы силуэты. Ну а потом мы уже со счету сбились – то там целое стадо выскочит, то там. Тоже, конечно, далековато, но уже можно разобраться, где самцы, где самки (это по рогам понятно), так что даже удалось сделать несколько весьма эффектных снимков (спасибо, оптика не подкачала). Полюбуйтесь и порадуйтесь за нас.

А вот снежных барсов, охраной которых тоже занимаются в Сайлюгемском, увидеть не довелось. Жаль, конечно. Но нас утешили: многие работники национального парка их тоже вживую не видели, только на кадрах фотоловушек. Фотоловушка – это небольшое (с две пачки сигарет), не выделяющееся на фоне местности (это важно) устройство с камерой, реагирующей на движение и делающей фото- и видеосъемку. Благодаря этим приборам ученые определяют, сколько особей того или иного вида находится в данной территории и ведут их последующий мониторинг.

КАК ПОМОГАЮТ НАЦИОНАЛЬНОМУ ПАРКУ. И КАК МОЖЕТЕ ЭТО СДЕЛАТЬ ВЫ

В общем, ученым в Горном Алтае есть над чем поработать, и часто это весьма нелегкий труд. Но есть и хорошие новости. Алексей Кужлеков, научный сотрудник Сайлюгемского нацпарка, рассказал, что в Усть-Коксинском районе создаются плантации краснокнижных растений (это называется интродуцирование). И если дело пойдет, это может быть полезно не только для Алтая, но и для всего мира, где с помощью таких плантаций можно будет восстанавливать популяцию истребленных растений.

Александр Манеев
тоже видит в этом один из вариантов решения проблемы:

– Очень хорошо, что коксинские предприниматели занялись интродуцированием золотого корня, они выращивают его в высокогорьях. Они делают великое дело, и их надо приветствовать и поддерживать всячески. А то ведь уже за текущее столетие из флоры и фауны нашей страны исчезли многие виды, которые раньше были обычными, а теперь их уже нет. Некоторые растения мы, специалисты-ботаники, видим разве что в гербарных материалах, а в живой природе их уже встретить невозможно.

Описывать красоты, которые мы увидели за несколько дней экспедиции в Кош-Агачском районе, не станем — посмотрите фото. А когда посмотрите, наверняка вам станет интересно: а как попасть в национальный парк «Сайлюгемский»?

Ну можно, например, туристом. Примут душевно, все покажут, ничего не утаят. На роскошные условия не рассчитывайте, тут роскошь в другом: выйдешь рано утром из домика, а у тебя заяц из-под ног – шасть. Отойдешь чуть в сторону на пригорок, постоишь тихонько, из норок осторожно начинают пищухи выглядывать – с виду почти суслики, а на самом деле – зайцеобразные, только маленькие очень. Ну и закаты тут тоже потрясающие.

Но есть и другие варианты. Помощь крупных социально ответственных компаний, таких, как «Эвалар», — это, конечно, очень важно. Но и любой из нас может внести свою лепту в охрану здешний природы. В Сайлюгемском каждый год есть волонтерские проекты. Люди, например, участвуют в обустройстве экологических троп. Дело мало того, что благородное, так еще дающее возможность попасть в самые дальние уголки национального парка, куда обычные туристы никогда в жизни не доберутся. А посмотреть там есть что, уж поверьте.

Блогер Ирина Белоусова @irina_velour

– Наша «дикая» экспедиция на Алтае закончилась. Это было удивительное путешествие, полное невероятных красот и ярких впечатлений. Впервые в жизни я настолько отчетливо ощутила, как наполняет сила природы.


Мы жили на территории национального парка «Сайлюгемский» в аиле, посреди горной степи, без связи и привычных благ цивилизации, но это было незабываемо.


За эти дни мы поднимались на пик высотой 2800 м, чтобы проверить фотоловушки в местах обитания снежных барсов. Три дня искали краснокнижных горных баранов аргали, и когда на третий день увидели несущееся по просторам горной степи целое их стадо, не смогли сдержать слез счастья. Мы закладывали солонцы для диких животных, бродили по склонам, где растут краснокнижные растения-эндемики красная щетка и золотой корень. Покрывались мурашками от невероятных пейзажей алтайских просторов и заслушивались рассказами сотрудников национального парка.


Вы знаете, это настоящие герои нашего времени, которым небезразлична природа Алтая. Люди, которые работают в очень непростых условиях и иногда по несколько недель не видят семьи. И все ради изучения и сохранения краснокнижных животных и растений, обитающих на территории национального парка.


Животный и растительный мир Алтая невероятно прекрасен и уникален, но очень хрупок. И как же важно сейчас беречь все то, что мы имеем, чтобы сохранить это для будущих поколений. Чтобы они так же, как и мы, плакали от счастья и наполнялись силой природы.


Мне хочется сказать огромное спасибо «Комсомольской правде» и компании «Эвалар» за возможность быть частью этой удивительной экспедиции. Огромное счастье увидеть все это своими глазами. И эти впечатления останутся в сердце навсегда!

Блогер Татьяна Тазеева-Гриценко @happybabytravel

– Поездка в национальный парк «Сайлюгемский» – это не обычная вылазка на природу. Удивительное, уникальное место. Экспедиция туда обернулась для нас настоящим приключением. От рассвета до заката глаза не могли привыкнуть к красотам Горного Алтая, а телефон не успевал фиксировать пейзажи.


Ради этих видов и эмоций, которые я испытала, можно терпеть бытовые неудобства, сбивающий с ног ветер и крутые подъемы на гору. Замечательно, что такие компании, как «Эвалар», которая родом с Алтая, понимают хрупкость этого удивительного уголка планеты и вносят свой вклад в его сохранение, подде рживая исследовательские программы.

Источник: сайт «Комсомольской правды» KP.RU

Источник