Наука должна быть прикладной

Исследовательская компания OMI и компания Bayer провели опрос общественного мнения об отношении россиян к науке.

  • Абсолютное большинство (95%) считают, что наука должна предлагать практические решения, чтобы делать жизнь лучше.
  • Высокотехнологичные продукты и решения, которые изменили качество жизни: 52% опрошенных считают, что это IT-технологии, 31% – никакие.
  • 93% опрошенных согласны с утверждением о важности современных медицинских решений для увеличения продолжительности и улучшения качества жизни.
  • 56% опрошенных соглашаются с утверждением, что многие серьезные заболевания можно вылечить уже сегодня, но ученые не раскрывают эту информацию.
  • 72% респондентов считают, что компании и производители вносят вклад в развитие науки и технологий, и половина из них связывает это с тем, что компании вкладывают значительные средства в исследования и разработки.
  • 2/3 респондентов отмечают низкую информированность в сфере последних новостей науки.

Москва, 30 октября 2020 г. – Коронакризис не только выявил проблемные зоны в сфере здравоохранения, но и привел к росту интереса общественности к научным вопросам в сфере медицины. Исследовательская компания OMI и компания Bayer провели онлайн-опрос общественного мнения, чтобы узнать об отношении россиян к науке. Согласно опросу, абсолютное большинство (95%) считают, что наука должна предлагать практические решения, чтобы делать жизнь лучше.

ТОП-5 направлений по значимости развития науки и технологий для респондентов: медицина и фармакология (93%), безопасность (92%), экология (87%), образование (87%), сельское хозяйство (86%). В медико-биологических направлениях науки, по мнению опрошенных, стоит в первую очередь развивать технологии в сфере лечения (79%) и диагностики заболеваний (70%). Однако, отвечая на вопрос, какие высокотехнологичные продукты и решения изменили качество жизни, почти треть (31%) отмечают, что никакие, 52% ответов касаются решений в области IT-технологий (интернет, гаджеты), 20% опрошенных затрудняются ответить и только 5% называют инновации в медицине (современные методы лечения, лекарства). При этом 93% опрошенных согласны с утверждением о важности современных медицинских решений для увеличения продолжительности и улучшения качества жизни.

Отношение к науке

Отношение к развитию науки и технологий варьируется в зависимости от области применения научных знаний. С наибольшим интересом респонденты относятся к развитию науки и технологий в сфере возобновляемой энергии (35%), лечения рака (31%) и продовольственной безопасности (28%). А с наибольшей осторожностью – в сфере эпидемии гриппа (24%), ядерной энергии (22%) и ГМО (22%). Тем не менее уровень доверия к ученым достаточно высокий и в этих направлениях: в вопросах ядерной энергии тому, что говорят ученые, доверяют 84% респондентов, возобновляемой энергии – 78%, изменения климата – 77%, лечения рака – 68%, эпидемии гриппа – 66% и ГМО – 62%. В целом доверие к науке и научному сообществу среди респондентов достаточно высокое: только 3% опрошенных ответили, что не доверяют науке, 20% – затрудняются ответить, а 77% высказывают свое доверие. Несмотря на общий высокий уровень доверия, 56% опрошенных соглашаются с утверждением, что многие серьезные заболевания можно вылечить уже сегодня, но ученые не раскрывают эту информацию.

Источники доверия

Большинство жителей России (64%) доверяют ученым или научным организациям как источникам информации о науке. Информационным сайтам в интернете доверяют значительно меньше – 32% опрошенных, популяризаторам науки – 24%, а уровень доверия к СМИ и научным блогерам еще ниже – только 19% и 16% соответственно. Говоря о факторах, влияющих на доверие к научным или научно-популярным публикациям, 54% опрошенным доверие внушает, если публикация содержит мнения/комментарии ученых, 52% отмечают репутацию источника, 43% – наличие ссылок и источников, 42% – объективность, беспристрастность текста и лишь 16% – наличие рецензии.

72% респондентов считают, что компании и производители вносят вклад в развитие науки и технологий, и половина из них связывает это с тем, что компании вкладывают значительные средства в исследования и разработки.

Уровень осведомленности

2/3 респондентов отмечают низкую информированность в сфере последних новостей науки*. Оценивая различные высказывания, связанные с медико-биологическими науками, респонденты высказываются исходя из распространенных суждений. С утверждением «лекарства, содержащие гормоны, вызывают рак» согласились 30% опрошенных, 38% затруднились ответить, а 32% не согласились. 62% считают, что влияние деятельности человека на изменение климата неоднозначно, а 66% согласны с тем, что витамин С помогает справиться с ОРВИ.

В целом интерес к последним достижениям науки* высок: 73% опрошенным интересно то, что происходит в биомедицине, биотехнологиях, фармакологии и других смежных науках. 64% опрошенных считают, что в общественном пространстве (СМИ, интернет и пр.) представлено недостаточно информации о последних достижениях науки.

* Медико-биологические направления науки

Справочная информация

Опрос проведен исследовательской компанией OMI в июле 2020 года. В опросе принимали участие трудоспособные жители России в возрасте от 18 лет. Метод исследования: онлайн-опрос по панели OMI, размер выборки – 1178 интервью, проект проведен по стандарту ISO 20252:2019. География опроса: Россия, города с населением от 100 тысяч человек.

Контактная информация:

Mайя Талашвили, тел.: +7 495 234 20 00, доб. 1117
email: maya.talashvili@bayer.com

О компании Bayer

Bayer – международный концерн с экспертизой в области естественных наук: здравоохранения и сельского хозяйства. Продукты и решения компании направлены на улучшение качества жизни людей. Коммерческая деятельность концерна построена на основе внедрения инноваций, экономического роста и высокой доходности. Bayer придерживается принципов устойчивого развития и выступает в качестве социально и этически ответственной компании. Более подробная информация доступна на сайте www.bayer.ru.

О компании OMI

Online Market Intelligence — это одна из ведущих российских компаний, предоставляющих комплексные решения для маркетинговых онлайн исследований. Эти решения используются исследовательскими и потребительскими организациями, рекламными агентствами, а также маркетинговыми подразделениями компаний, входящих в рейтинг Fortune Global 500. Подробнее информация доступна на сайте www.omirussia.ru.

Заявление в отношении будущего

Данная справка может содержать заявления в отношении будущего, которые основываются на текущих предположениях и прогнозах руководителей концерна или дивизионов Bayer. Многие известные и неизвестные риски, неопределенность и другие факторы могут привести к несовпадению реальных будущих результатов, а также влиять на финансовую ситуацию, развитие или деятельность компании и расчеты, приведенные в этом документе. Данные факты включают ту информацию, которая указана в отчетах компании на сайте http://www.bayer.com/. Компания не несет ответственность за обновление данных заявлений в отношении будущего или за их соответствие будущим мероприятиям или развитию.

Источник