Угроза для учителей: почему хотят сократить старшие классы

Ученики старших классов распространяют коронавирус нового типа активнее других школьников. По данным ученых Калифорнийского университета, из-за этого у 40,7% преподавателей старших классов уже этой осенью могут появиться симптомы COVID-19. В Госдуме и Совфеде РФ считают, что для безопасности как детей, так и учителей следует сократить число учеников в одном классе до 10 человек, так как нынешние меры не гарантирует отсутствие угрозы заражения.

      Почему старшеклассники — угроза

      Число учеников в одном классе средней и старшей школы могут сократить до 10 человек в случае ухудшения ситуации с COVID-19. Об этом «Газете.Ru» сообщил член комитета Госдумы по охране здоровья Алексей Куринный.

      Депутат подчеркнул, что данная мера безопасности потребует серьезного финансирования. «Можно сделать классы из 10 человек. Если будут найдены соответствующие средства и эпидемиологи приведут убедительные данные, что это делать необходимо, то, возможно, региональным властям придется пойти на это, потому что это их уровень ответственности. Сегодня класс-комплект школы — это 25 человек. Чтобы сформировать классы с меньшим числом учеников, необходимы дополнительные средства», — заявил Куринный.

      Ранее исследование ученых Калифорнийского университета показало, что ученики старших классов распространяют COVID-19 активнее, чем другие школьники. В связи с этим они могут нести угрозу не только для одноклассников, но и для учителей, а также родителей. Специалисты проанализировали эффект закрытия образовательных учреждений во время пика распространения коронавируса и смоделировали риски заражения после возобновления их работы — отчет опубликован на сайте MedRxiv.

      Ученые установили, что для эпидемиологической безопасности число одноклассников в старшей школе не должно превышать 10 человек, в то время как в начальных классах одновременно могут находиться до 20 учеников.

      В Совфеде также считают, что данная мера помогла бы помочь в борьбе с коронавирусной инфекцией. «Чем меньше число людей, которые одновременно собираются и общаются, тем вероятность заболеть меньше.

      Старшеклассники общаются между собой и в городе, и в микрорайонах значительно более интенсивно, чем младшеклассники, которые больше все-таки задействованы в школе и с родителями. Поэтому вполне естественно, что старшие ребята доставляют большую угрозу в этой части. Я уже не говорю о том, что малыши, по статистике, болеют в более легкой степени»,

      — пояснил «Газете.Ru» первый зампредседателя комитета по социальной политике Валерий Рязанский.

      Медики поддержали чиновников, уверяя, что число учеников — это наиболее показательный фактор того, насколько стремительно будет распространяться вирус. В связи с этим скученность школьников нельзя допускать во всех помещения учебного заведения, подчеркнули специалисты.

      «В идеале класс действительно должен быть сокращен до 10 человек. Наиболее опасны в плане заражения столовая и раздевалка — это помещения, которые в течение дня посещает практически вся школа, и единовременная скученность людей там чрезвычайно высока», — рассказала газете «Известия» старший научный сотрудник ТюмГУ, паразитолог Мария Орлова.

      Угрозу заражения несут в себе и определенные предметы, изучаемые в школе, считают эксперты. «Физический контакт часто неизбежен на уроках физкультуры и труда. Наиболее опасное место — раздевалки: в них небольшое пространство и недостаточная вентиляция. На уроках, которые можно проводить в лекционном формате, контакт между учителем и учениками можно минимизировать. А вот лабораторные работы потребуют большей близости», — сообщил «Известиям» замглавы лаборатории анализа показателей здоровья населения и цифровизации здравоохранения МФТИ Станислав Отставнов.

      В то же время отправлять на дистанционное обучение старшеклассников неразумно, уверены чиновники. «Я не верю в эффективность знаний, полученных только дистанционным путем. Это вынужденные меры, вынужденные условия. Вести всем сидячий образ жизни перед экраном не допустимо. Все-таки очное общение с учителями, сверстниками, общие интересы, мероприятия — их не заменит никогда онлайн-общение», — подчеркнул сенатор Рязанский в разговоре с «Газетой.Ru».

      Депутат Госдумы Куринный заявил, что для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ ученикам необходимо консультироваться с преподавателем лично. «Прямой контакт с учителем тоже необходим: у детей возникает много вопросов, необходимость в консультации. Я бы не мог поддержать решение о переходе старшеклассников на онлайн-формат. Полностью оторвать школьников от учителя накануне важнейшего события — неверно», — считает парламентарий.

      «Педагогам не позавидуешь»

      По результатам исследования Калифорнийского университета ученые заключили: осенью 2020 года будет зафиксирован резкий рост количества случаев COVID-19 среди учителей старших классов. Ожидается, что у 40,7% из них выявят симптомы коронавирусной инфекции. Среди педагогов, работающих в средней школе, признаки вируса будут появляться в 37,2% случаев, считают эксперты. А риски сотрудников начальной школы составят лишь 4,1%.

      Известно, что преподавателей отечественных школ защищают от COVID-19 в той же мере, что и учеников: медицинскую маску их носить не обязали, однако в каждом классе регулярно проводят уборку, проветривание и дезинфекцию. Тем не менее на вопрос о том, находятся ли в безопасности школьные учителя, российские чиновники ответили «Газете.Ru» — «стопроцентные гарантии никто дать не может».

      «Их никто не может дать в силу понятных причин: учителя работают и общаются не только в школе — они перемещаются по городскому пространству, взаимодействуют с родными и знакомыми.

      Те меры, которые сейчас предложены, и так создают много неудобств учителям. Кому сейчас не позавидуешь, так это, конечно, педагогам. Им нужно позаботиться о безопасности детей, уметь вписаться в график работы с учетом непростых условий по переменам, организации питания и тд. Масса проблем», — отметил сенатор Рязанский.

      В Госдуме согласились с невозможностью существенно снизить риск заражения COVID-19 для учителей. «Если честно, их очень сложно обезопасить, потому что даже соблюдение масочного режима не гарантирует и не предохраняет на 100% от заражения. Мы практически пошли по варианту переболеть, к которому прибегла Швеция чуть ранее. Реальную угрозу заболевание представляет для пожилых учителей», — заявил депутат Куринный.

      Доцент кафедры инфекционных болезней у детей ПФ РНИМУ имени Пирогова Иван Коновалов также считает, что наибольшую эпидемиологическую угрозу старшеклассники представляют для пожилых педагогов. «Наиболее подвержены тяжелому течению инфекции педагоги старше 60 лет, особенно люди с хроническими заболеваниями, такими как сахарный диабет, ожирение, сердечно-сосудистая патология и другие», — сказал медик «Известиям».

      От всех опасений и рисков в отношении учителей спасет массовая вакцинация, заверили «Газету.Ru» в Совфеде. «Иммунопрофилактика, которая идет после получения вакцин, должна помочь создать атмосферу более спокойную и уверенную в плане безопасности учителей. Меры предосторожности, которые сейчас предусмотрены, оправданны», — подчеркнул первый зампредседателя комитета по социальной политике Рязанский.

      Отметим, что Минздрав РФ принял решение первыми вакцинировать от коронавируса нового типа именно преподавателей и врачей. «Начнется поэтапное применение вакцины в гражданском обороте. Прежде всего, считаем необходимым предложить вакцинацию тем, чья работа связана с общением с инфицированными людьми. Это медицинские работники. Вторая важная категория — те, от кого зависит здоровье детей, — это учителя», — сообщал глава ведомства Михаил Мурашко в начале августа.

      «Газета.Ru» направила запрос Минпросвещения РФ с просьбой рассказать, как ведомство намерено обезопасить преподавателей старших классов в случае вспышек COVID-19 среди учеников. На момент публикации материала ответа не поступило.

      Источник