Врачи заговорили о росте психических расстройств у перенесших коронавирус

COVID-19 преподносит все больше неприятных сюрпризов своими последствиями. Теперь врачи говорят о всплеске психических нарушений как у перенесших коронавирусную инфекцию, так и у не перенесших ее. Тревожные расстройства, панические атаки и даже попытки сведения счетов с жизнью стали новыми «побочками» перенесенной инфекции. Кроме того, растет популярность когда-то редкого заболевания, которое называют «синдромом разбитого сердца» или стрессовой кардиомиопатией.

фото: АГН «Москва»

Там, где разбиваются сердца

Список последствий COVID нарастает как снежный ком. Сегодня ученые с уверенностью говорят о том, что помимо изменений в легких, коронавирус может вызвать тромботические осложнения, дисфункцию миокарда и аритмию, острые коронарные синдромы, острое повреждение почек, желудочно-кишечные симптомы, гипергликемию, кетоз, васкулиты, а также неврологические расстройства, поражение глаз и кожи.

«Вирус выполняет не только свои прямые «обязанности», поражая органы и ткани, но и косвенные, связанные со страхом, тревогой, то есть, со стрессом.

При этом опасаюсь, что непрямые потери от коронавируса могут быть не меньшими, — говорит старший научный сотрудник ЦКБ РАН, онколог Сергей Кацалап. — Например, стрессовая кардиомиопатия в доковидную эпоху была сравнительно редким заболеванием. А в результате организационных мер по преодолению эпидемии эта самая кардиомиопатия вполне может занять более высокую ступеньку в иерархии людских болезней».

Об этом уже заявили американские исследователи, которые опубликовали результаты своей работы в авторитетном медицинском издании JAMA Network Open. По их данным, на фоне пандемии врачи существенно чаще стали сталкиваться с «синдром разбитого сердца».

Речь идет об относительно редком до последних пор заболевании, поражающем сердце. При нем на фоне острого эмоционального стресса резко снижается способность сердечной мышцы перекачивать кровь. Проявления болезни схожи с симптомами инфаркта. Однако обычно люди выздоравливают через несколько дней или недель. Впрочем, иногда сердечная мышца не выдерживает нагрузки, и дело заканчивается летальным исходом.

Американские исследователи оценили количество пациентов кардиологическими патологиями в двух больницах штата Огайо. Ученые из Кливлендской клиники (Cleveland Clinic) сравнили статистику за весну 2020 года с показателями предыдущих двух лет. В исследовании были рассмотрены истории болезни почти 2 тысяч пациентов. По их данным, распространенность «синдрома разбитого сердца» во время пандемии выросла примерно вдвое. При этом стрессовая кардиомиопатия стала гораздо чаще встречаться у людей, которые не инфицированы коронавирусом. Ученые считают, что причиной роста заболеваемости стало увеличение давления стрессовых факторов – психологических, экономических, социальных.

Как отметил ведущий автор исследования, доктор Анкур Калра, пандемия создала сопутствующую нездоровую окружающую среду: «Эмоциональное дистанцирование – нездоровый феномен. Экономическое давление влияет на здоровье. Мы видим, как увеличивается количество некоронавирусных смертей, и наше исследование говорит, что стрессовая кардиомиопатия усугубляется из-за стресса, созданного пандемией».

«Очевидно, что число людей, нуждающихся в противострессовых мероприятиях и средствах, может быть больше числа людей, заболевших этой инфекцией. Потому, что кроме кардиомиопатии, стресс может быть причиной множества заболеваний. Стресс — это гораздо более опасная чума по сравнению с коронавирусом», — предупреждает доктор Кацалап.

Не надо паники

.»Я перенес COVID в легкой форме, но через три месяца вдруг появилась страшная слабость, подъемы температуры и сердце, выпрыгивающее из ушей, от малейшей прогулки», — говорит москвич Алексей П.

Как рассказывает врач московского ковидария при Первой Градской больнице Василий Купрейчик, он все чаще видит в соцсетях жалобы людей, переживших COVID: «Чего в их жалобах только нет: и подъемы температуры, и нарушения чувствительности, и приступы потливости/страха/тахикардии, непрекращающаяся слабость, поносы/запоры, чувство горящего тела. В общем, всё, что вы можете себе вообразить, обязательно найдется. Пациенты объединяются в чаты и сообщества, дергают друзей в поисках врачей в надежде получить хоть какую-то помощь. А помощи нет. Медицина заточилась только на острые случаи. Однако больше половины всех указанных жалоб хорошо объясняется тревожно-депрессивным эпизодом, реакцией на острый стресс. Доктора называют это термином «посттравматическое стрессовое расстройство». На эту тему в мире уже есть несколько исследований».

Израильские врачи описали в European Journal of Case Reports in Internal Medicine историю 34-летнего пациента, который поступил на стационарное лечение по поводу коронавирусной инфекции, которая протекала у него относительно легко. Во время его госпитализации у него не было респираторного расстройства или лихорадки, однако он жаловался на тревогу и бессонницу. Несмотря на поддерживающую терапию, на 7 день госпитализации он предпринял попытку сведения счетов с жизнью. Авторы работы отмечают, что пациенты, инфицированные коронавирусом, могут испытывать страх перед болезнью, беспокойство за благополучие друзей и семьи. Все эти эмоции могут усугубляться лихорадкой, одышкой и слабостью, а также неблагоприятными последствиями терапии. Исследования, проведенные после тяжелого острого респираторного синдрома (SARS) в 2003 году и вспышек Эболы в 2014 году, показали очень высокий уровень психологического стресса среди тех, кто был помещен в карантин. Некоторые госпитализированные пытались лишить себя жизни. Авторы исследования рекомендуют обратить самое пристальное внимание на психическое здоровье пациентов с COVID.  

Кроме того, в журнале JAMA вышла еще одна публикация — итальянских авторов, которые с 21 апреля по 29 мая наблюдали за 143 больными, которые перенесли ковид. По истечении 60 дней с начала первых симптомов (36 дней после выписки) только 18 пациентов из 143 (12,6%) полностью избавились от симптомов. У 46 человек (32%) сохранялись 1-2 симптома и у 79 (55%) 3 и более. Ухудшение качества жизни отмечали 63 пациента (44.1%) людей. Вот симптомы по частоте встречаемости: слабость (53,1%), одышка (43,2%), боль в суставах (27.3%), боль в груди (21.7%), а также кашель, потеря запахов, сухость глаз и слизистой рта, насморк, красные глаза, нарушение вкуса, головная боль, мокрота, потеря аппетита, першение в горле, головокружение, боли в мышцах, диарея. 

Доктор Купрейчик отмечает, что к этому исследованию, конечно, много вопросов: чем лечили этих пациентов, какие у них были хронические заболевания и пр. Однако он считает, что к анализу данных неплохо было бы подключить и психиатров, чтобы оценить, сколько из всего перечисленного — психогенные расстройства. Анестезиолог-реаниматолог Антон Лобода предполагает, что большинство этих пациентов до коронавируса имели субклиническую тревогу и (или) депрессию, а самоизоляция и новости по поводу неё вывели эти расстройства на новый уровень: «У нас вообще пациенты тревожное расстройство за болезнь не считают, пока оно окончательно их не истощит».

Однако другие доктора отмечают, что панические атаки после COVID стали возникать даже у тех, кто до болезни не страдал тревожными расстройствами, а коронавирусом переболели в легкой форме. В том числе, у сотрудников силовых органов, которые проходили проверки у психологов.

Елена Сикорвская, врач-терапевт, пережившая COVID, пишет в соцсети, что до инфицирования у нее не было тревожности: «Такого состояния никогда ранее у меня не было. Однозначно вирус нейротропный, а период восстановления очень длинный. Запахи пропали в моей жизни. Мозг работает в режиме энергосбережения. И появился страх. Однозначно есть проявления энцефалопатические. Вылезти не могу 2,5 месяца».

«Судя по последним исследованиям, COVID вызывает серьезные неврологические нарушения даже у пациентов с легким течением заболевания. Думаю, врачам предстоит годами разгребать последствия», — считает врач Екатерина Евченко.

В первую очередь неврологические нарушения, а также постковидные инсульты и инфаркты развиваются у тех, кто не получал во время лечения антикоагулянтов. «COVID многому нас научит. Мир не будет прежним», — говорит Василий Купрейчик.

Читайте также: «Антитела против коронавируса могут вызвать сильное повторное заражение»

Источник