В городские клиники поступает все больше «странных» звонков

Больше ли стало поступать звонков в психбольницы от неуравновешенных людей в период самоизоляции и увеличилось ли число их госпитализаций? «В первые две недели было все как обычно, а потом поток стал расти, — ответили в одной из специализированных клиник. — Хотя об этом лучше не писать…» Но ситуация только усложняется: кто-то сам поражен смертельным вирусом, кто-то теряет родных, друзей, а кто-то живет в страхе… Как не свихнуться в это непривычно жесткое время? Куда обращаться, если кто-то из родных стал вести себя неадекватно?

Откровенно поговорить на эту деликатную тему, ответить на вопросы «МК» и дать советы нашим читателям согласились ведущие специалисты известной в столице Психиатрической клинической больницы №4

им. П.Б.Ганнушкина.

Фото: minzdrav.orb.ru

Как сегодня работают доктора этой клиники, чтобы заболевшие не остались без психотерапевтической помощи, в том числе неотложной? Можно ли удаленно получить консультацию психиатра, когда москвичи лишены возможности свободно передвигаться по городу?

«Помогаем дистанционно, а при необходимости экстренно госпитализируем»

— Самоизоляция горожан в связи с пандемией коронавируса заставила и нас по-новому выстраивать формат общения с пациентами, — рассказала главный врач ПКБ №4 им. П.Б. Ганнушкина Лариса БУРЫГИНА. — Наши врачи-психиатры перешли на телемедицинское консультирование. Новый формат взаимодействия позволяет общаться с пациентами, видеть их и слышать, просматривать анализы, следить за их состоянием, корректировать лечение.

— И при необходимости врач вызывает больному на дом неотложку, которая доставит пациента на лечение в стационар, продолжает зам. главного врача по медицинской части Михаил ЛЕВИН. — Если человек обратился впервые, для полноценной консультации и помощи специалиста ему желательно иметь при себе в электронном виде пакет документов с заключением врача и результатами последних исследований.

Внесены изменения и в работу дневных стационаров больницы, ее филиалов. Все пациенты, которые находятся на режиме домашнего наблюдения (сейчас на самоизоляции), получают врачебную психосоциальную реабилитацию в онлайн-формате. А те, кто состоит на диспансерном наблюдении в дневном стационаре и тоже находится на самоизоляции, получают препараты на дому.

Врачи корректируют лечение, выезжают к больным на дом. А если врач видит, что у человека изменено настроение (есть тревога, беспричинное беспокойство, страх, бессонница, депрессия или паника), он вызовет неотложную помощь, которая доставит заболевшего в стационар.

Специалисты нашей больницы ведут работу с пациентами в индивидуальном порядке: проводят консультации в мессенджерах и чатах, онлайн-мероприятия, используют творческие наработки по арт-терапии, организуют прослушивания композиций. Ежедневный мониторинг и поддержка по телефону пациентов с уточнением состояния их здоровья, наличия у них необходимых лекарств помогают снять эмоциональное напряжение и тревожные проявления.

В новых условиях важно, чтобы взаимодействие специалиста и пациента оставалось максимально эффективным, не терялся контакт, несмотря на дистанционный характер общения и проведения занятий.

Центр амбулаторной помощи работает в обычном режиме. Если необходима консультация врача, но человек находится на самоизоляции, он может воспользоваться бесплатной услугой видеоконсультации в онлайн-режиме. Но эта услуга — только для пациентов, находящихся на диспансерном наблюдении в нашем учреждении.

«Важно, чтобы человека выслушали»

— С чем чаще всего к вам обращаются люди, находящиеся на самоизоляции? И чем вы им можете помочь?

— В этой ситуации главное для человека — быть выслушанным, — считает Михаил Ефимович Левин. — Зачастую звонящие испытывают стресс из-за постоянного нахождения с родными в замкнутом пространстве. Очень много звонков связано с межличностными отношениями. Люди находятся вместе уже достаточно много времени. Их совместный быт в условиях постоянного пребывания в одном пространстве оказывает не лучшее влияние на взаимоотношения между членами семьи.

Также многих волнует возможное заражение коронавирусом соседей, потеря работы. Кто-то хочет получить подтверждение информации об опасности заражения коронавирусом, правилах гигиены; кого-то интересуют особенности самоизоляции престарелых родителей, детей, работающих родственников.

Поступают звонки и напрямую не связанные с работой психолого-психотерапевтической службы. Например, как быть с заблокированными социальными картами, куда позвонить, чтобы привезли продукты, и т.п. Наши специалисты либо сами дают ответы, либо перенаправляют вопросы в компетентные службы города.

Идут звонки и от родственников пациентов больницы, которые из-за карантина проходят лечение на дому. Больные не всегда осознают опасность вируса COVID-19 и не всегда соблюдают режим самоизоляции. В частности, был звонок о том, что дочь, страдающая расстройством, стала уходить из дома надолго. Тревожатся мама и соседи: вдруг она принесет в дом инфекцию? В подобных случаях информация передается в диспансер участковым врачам, чтобы те взяли ситуацию на особый контроль.

Звонят не только москвичи, но и жители других городов.


фото: Геннадий Черкасов

«Негативные эмоции — лишь вершина айсберга»

— Так что происходит с психикой человека во время жестких ограничений, постоянного информационного прессинга? Как удержать свои нервы от срыва во время непривычно долгого «самозаточения»?

— Все дело в зрелости собственного «я», — философски заметила медицинский психолог больницы Надежда Мишунина. — Люди эмоционально зрелые, как правило, легко воспринимают резкие изменения в своей жизни. Но многие не могут быстро к ним адаптироваться и реагируют эмоционально: тревогой, раздражительностью, агрессией. Кстати, похожие реакции мы наблюдаем в обычной жизни у детей — в неизвестной обстановке они могут плакать, злиться, кричать. У взрослых эмоциональная реакция зависит от особенностей их темперамента, который, в свою очередь, зависит от типа их высшей нервной деятельности.

При наличии серьезных проблем и если человек не справляется с эмоциями, нужно обратиться к психотерапевту. Ведь эмоциональные реакции могут быть лишь вершиной айсберга, говорить о более глубоких психологических проблемах.

Очень важно, какая обстановка царит в семье в замкнутом пространстве. Самое безобидное — ссоры между близкими. Их можно и нужно избегать. Но важно понять причину и сложности внутрисемейных конфликтов. Когда муж и жена вынуждены 24 часа в сутки находиться вместе, трудности обостряются. Идиллия, царившая ранее, часто рушится. Вспоминаются или возникают новые взаимные обиды. Вскрываются дремавшие до поры проблемы, появляется разочарование. Люди осознают, что муж (жена) не идеален. Такой сценарий в период самоизоляции, увы, характерен для большинства семей.

При этом «сбежать» на работу или дистанцироваться на время (то, что обычно спасает при семейных конфликтах) сегодня невозможно. В такой ситуации важно разобраться, почему ваши ожидания от семейных отношений не оправдались. Понять, а насколько реальны они были. Какие ресурсные возможности имеются? Готовы ли вы оба меняться?

Вспомните, как начинались ваши отношения, вместе загляните в семейные фотоальбомы, посмотрите видеофильмы о годах, прожитых вместе. Не бегите от решения проблем, которые сейчас вдруг стали явными, вы теряете комфорт и спокойствие рядом с близкими вам людьми. Не только обсуждайте трудности, но и больше разговаривайте друг с другом о чем-то хорошем. Это поможет почувствовать себя в безопасности, потому что вы не одни.

«Бывают истерики, попытки суицида»

— А если все это не помогает? Вызывать «скорую», везти заболевшего в спецбольницу? Но в какую? И примут ли там человека, поступившего «самотеком»?

— Конечно, надо обратиться за помощью к специалисту, вызвать врача на дом, — советует врач-психотерапевт больницы Ирина ЖЕЛЕЗНОВА. — Парадокс, но среди незнакомых нам людей мы сдержанны и контролируем себя, а в семье часто позволяем себе жесткие замечания в адрес близких, неуважение и даже оскорбления. Но первое, что нужно сделать в этом случае, — попросить прощения у тех, кого вы обидели.

И очень важно вместе распланировать время, которое вам в ближайшее время придется провести вместе. Распределить обязанности по дому. А может, даже выработать (в шуточной форме) систему поощрения и наказания. Важно всем честно соблюдать эти правила.

Также очень важно с пониманием отнестись к запросам своих детей, подчеркивает Ирина Олеговна. Даже самые маленькие члены семьи, лишенные прогулок, привычных занятий в садиках, хотят быть услышанными. Поэтому первое правило семейной самоизоляции — это уважение. Наберитесь терпения и следуйте распорядку.

Но если решить проблему «мирно» не получается и вас не слышат, не отчаивайтесь. Есть приемлемые способы действия, но о них лучше говорить в индивидуальном порядке с психологом или с психотерапевтом. Не надо их бояться. Во всем мире в экстремальное время к ним принято обращаться.

— А если человек уже с явным психическим отклонением? Как быть?

— Все зависит от вида психического расстройства. Если это случилось с человеком в пожилом возрасте, эмоциональная реакция будет выраженной за счет усиления тревоги и слабости его высшей нервной деятельности. Таким людям нужна помощь в адаптации к изменившимся условиям жизни. Если это тяжелое психическое расстройство, то возможна индивидуальная реакция личности на события. Когда человек частично или полностью не способен адаптироваться к новым условиям, он может совершать неадекватные поступки. Нужно вызвать психиатра.

— К чему может привести страх перед заболеванием?

— Страх — это сильная, отрицательно окрашенная эмоциональная реакция человека на опасность. Если такое состояние длится долго, человек впадает в депрессию, он постоянно напряжен. В этом случае возможны истерики, попытки суицида, уход из дома.

Если человек длительное время пребывает в страхе, наступает истощение. Проявляется это большим спектром состояний: эмоциональное безразличие (апатия, депрессия) или агрессия.

«Включите музыку, объяснитесь в любви, откройте семейный фотоальбом…»

— Какие проблемы в поведении, кроме психических, может спровоцировать постоянная тревога?

— Негативные эмоции — это лишь вершина айсберга. На фоне обострения могут быть не только увлечение спиртным, наркотиками, но человек может пойти на преступление, на самоубийство и даже совершить террористический акт, — считает эксперт Железнова. — Однако в некоторых случаях возможны и позитивные девиации (святость, аскетизм, новаторство и даже проявления гениальности). Человек в экстремальной ситуации может заняться оригинальным творчеством, которое окружением может расцениваться как «чудачество», но при этом оно будет общественно полезным.

— На телеэкране сегодня демонстрируется много «страшилок», а позитива очень мало. Что делать — не включать телевизор? Но во время самоизоляции телевизор для многих — единственное окно в мир…

— Если вы легко «отсортировываете» полезную информацию, смотрите, слушайте тех, кому доверяете. Если вы тревожный человек и воспринимаете информацию без критической оценки, а эмоционально фиксируясь на «страшилках», значит, надо ограничить получение негативной информации.

Попробуйте задать себе вопрос: зачем вам нужно знать, сколько человек покинули этот мир и какие есть проблемы у ритуальных служб? Если эта информация поможет вам защититься от вирусной инфекции, следите. А если нет — сделайте акцент на информации о способах профилактики и защиты. Если и здесь у вас все хорошо, расслабьтесь. Ведь позитивный настрой — даже вкусный ужин, юмор за столом — очень мощное оружие для защиты от бед.

…Кстати, девиантному поведению (отклонению от нормы) подвержены и подростки. Специалисты выделяют у них такие «странности» в поведении, как гиперактивность, иступленный гнев, различные фобии, склонность ко лжи, бродяжничество, воровство и даже суицид. Все это не исчезнет само собой, обязательно нужно обращаться за помощью к специалистам.

А ТЕПЕРЬ — ВНИМАНИЕ!

На базе ПКБ №4 им. Ганнушкина работает служба психологической поддержки для тех, кто испытывает эмоциональный дискомфорт в связи с самоизоляцией из-за пандемии коронавируса.

К специалистам за помощью можно обратиться по телефону:

+7 (495) 150-54-45, ежедневно с 9.00 до 20.00 часов. Данные звонящих — анонимные.

Источник