Специалист рассказала об опасностях «коронавирусной» беременности: что важно знать

Каждый день мы узнаём о новых заражениях. В опасности беременные женщины. Им противопоказано лечение противомалярийными препаратами. Накануне Минздрав отметил, что имеются сведения о повышенных рисках преждевременных родов у женщины коронавирусом. Тяжелое течение covid-19 и отсутствие эффекта от терапии даже могут быть показанием для аборта на ранних сроках.  

Женские консультации закрываются для проведения плановых приёмов. Запрещены посещения родственниками в роддомах. Партнёрские роды остались в недавнем прошлом. И даже выписка счастливой мамы с новорождённым на фоне вируса проходит по прозаичному сценарию. На форумах в соцсетях будущие мамы делятся тревогами.

«МК» обратился к Ольге Шараповой, главному врачу больницы им. В.В. Виноградова и роддома №4 с просьбой прояснить ситуацию.

Ольга Шарапова, главврач больницы имени В.В Виноградова и роддома №4: : «Не нужно бояться, что в «скорой» был «ковидный пациент».

— Ольга Викторовна, чем особенно опасна коронавирусная инфекция COVID-19 для беременных?

— Любой вирус опасен тем, что он может оставлять определённый след в виде различных осложнений со стороны многих органов и систем организма. Особенно это опасно, если уже имеются хронические заболевания. При этом может развиваться сердечно-сосудистая недостаточность, у кого-то могут появиться проблемы со стороны печени, почек. Поэтому беременные женщины должны беречься не только от коронавируса, но и других заболеваний, повышать свой иммунитет. Многие спрашивают, как это сделать в весенний период, когда витаминов с грядки ещё нет,  овощи и фрукты на рынке не всегда отличаются высоким качеством, а витамины из аптеки, принимаемые бесконтрольно, могут отрицательно сказаться не только на самочувствии женщины, но и плода. Раньше мы беременным женщинам рекомендовали гулять,  как можно больше времени проводить на свежем воздухе, а сейчас, в период самоизоляции, советуем оставаться дома, чтобы не заболеть, и настроиться на позитив.

— Подготовлены ли в вашем роддоме палаты для инфицированных рожениц?

— У нас физиологический родильный дом для здоровых беременных женщин, которые не инфицированы. При поступлении в роддом всем измеряем температуру тела, тщательно собираем анамнез. Если женщина наблюдалась в нашей женской консультации, а их у нас 12, то все данные нам доступны в электронной медицинской карте. Если женщина наблюдалась в других консультациях, данные есть в обменной карте беременной и дополнительно мы можем провести инструментальные методы диагностики.

Если женщина поступает с высокой температурой тела и практически в родах, у нас есть Мельцеровский бокс для госпитализации таких беременных. Там же проводятся роды и проходит послеродовый период. Однако, если акушерская ситуация позволяет, мы обязаны вызвать «Скорую помощь» и перевести беременную в роддом при инфекционной больнице.

— Как проверяется персонал роддома? Вдруг кто-то заболеет? Ведь люди пользуются общественным транспортом.

— Для всех сотрудников роддома обязательно измерение температуры два раза в день, утром и вечером. Практически каждую неделю проводится забор анализов на выявление коронавирусной инфекции. Берём мазки из носовой и ротовой полостей и отправляем на диагностику в Клинико-диагностический центр. Кроме того, мы имеем возможность провести исследование экспресс-методом, который в течение нескольких минут позволяет определить наличие иммуноглобулинов М и G. По их наличию или отсутствию определяется, болен человек или нет, или же он уже переболел. Практика показывает, что данные тесты очень точные.

— Многие беременные женщины переживают, что могут подхватить инфекцию в машине «Скорой помощи», если там перевозили инфицированного человека. Не опасно ли вызывать «скорую»?

— Не нужно бояться, что там был «ковидный пациент». Есть четкий стандарт, по которому проводится обработка машин скорой помощи, и Роспотребнадзор это строго контролирует. Кроме того, есть специализированные «акушерские скорые», которые закреплены для работы только с беременными женщинами. Хочу отметить, что если скорая помощь перевозила инфицированного пациента, то за территорию больницы ее просто не выпустят без специальной дезинфицирующей обработки. Для этого в больницах созданы специализированные боксы для обработки автомашин, а штат больниц укомплектован дезинфекторами.

— Ходят слухи, что в Москве закрыли уже 7 роддомов, перепрофилировав их под инфекционные больницы…

— Была информация, что планировали закрыть Центр планирования семьи на Севастопольском проспекте и Центр акушерства и гинекологии им В.И. Кулакова. Но, в связи с тем, что наметился определённый спад эпидемии в Москве, особый акцент решено сделать на амбулаторное звено. В столице открыли 46 амбулаторных «ковидных центров», где в круглосуточном режиме выполняется КТ лёгких. Скорая помощь всех больных привозит сначала на КТ и если поражение лёгочной ткани незначительное, назначается амбулаторное лечение, но в случае, если диагностируются изменения легких, указывающие на 2-ю степень поражения, не говоря уже о 3-й или 4-й — пациенты госпитализируются в специализированный стационар. Поэтому ряд родильных домов, которые планировали перепрофилировать в инфекционные больницы, продолжают работать по своему основному профилю.

— Моя близкая знакомая, которая ждёт ребёнка, получила от врача женской консультации, где она наблюдается СМС-сообщение такого содержания: «Добрый день! С сегодняшнего дня я ухожу на COVID-19, в другое учреждение». Всех пациенток переводят к другому доктору. Как это понимать? Ведь акушер-гинеколог – не инфекционист…

— Все врачи, всех специализаций: акушеры-гинекологи, травматологи, хирурги и др. – прежде всего это лечебники. Это потом, после 6-го курса мы все получаем специализацию, обучаясь в ординатуре или аспирантуре. Поэтому все врачи, в том числе и акушеры-гинекологи могут работать в «ковидовском центре», потому что они прошли обучение и получили сертификаты по диагностике и лечению COVID-19. Конечно, речь идет только о добровольной основе. Если доктор боится заразиться, его никто не будет принуждать там работать. Что касается нашей больницы, то среди наших врачей даже очередь была – разыгрывали, кто конкретно пойдёт туда работать. Это и авторитетно, и материально выгодно, потому что медики: врачи, средний и младший медицинский персонал – получают две надбавки к окладу: Москва платит 70 тысяч рублей, федералы – 80 тысяч. Кроме того, врачам разрешили работать на полторы ставки, плюс к этому интенсив и другие надбавки. В итоге получается внушительная сумма, до 500 тысяч рублей в месяц.

— Женские консультации в Москве прекратили плановый приём беременных. Теперь все вопросы ведения беременности, кроме экстренных случаев, обсуждаются по телефону.

— Некоторые женские консультации имеют техническую возможность проводить телемедицинские консультации. Беременные женщины раньше, до пандемии, относились к этому скептически, а теперь поняли, что это оказалось удобно. Врач видит все анализы, которые сдавала пациентка, просит измерить окружность живота, следит за тем, как женщина измеряет давление, в некоторых случаях проверяет сатурацию (насыщение крови кислородом). В общем, ведёт практически обычный приём. Многие доктора дают свои номера телефонов, чтобы пациентки имели возможность звонить 24 часа в сутки и ставить доктора в известность о проблемах со здоровьем.

— Беременные в преддверии родов часто находятся в стрессе. А тут ещё боязнь подцепить заразу, не обязательно коронавирус, но ту же банальную простуду и загреметь в опасное инфекционное отделение. Некоторые обсуждают тему домашних родов.

— Это напрасно. Мы видим, сколько осложнений дают домашние роды, в каком состоянии потом привозят в роддом женщин. Все это вызывает только печаль. Не советую рисковать здоровьем женщины и её ещё не родившегося ребёнка. Каждая женщина должна знать, что ребёнок должен родиться не только живым, но и здоровым человеком. Не так уж много у нас рожают, редко, когда семья многодетная. К сожалению, и в России, и в других странах стало немодно рожать. Когда женщина приезжает к нам рожать в третий раз, говорим: «Какая вы молодец!» Всегда нужно рожать только в родильном доме. Ведь кроме коронавируса есть еще и другие акушерские патологии, как со стороны мамы, так и новорожденного.

— Сейчас в роддомах изменился порядок. Партнёрские роды, посещения – всё это осталось в прошлой жизни. Как выглядит выписка?

  — Вы знаете, все осталось практически традиционно. На выписке муж ожидает жену в выписной комнате. Ребеночка – красивого и нарядного, переодетого во всё домашнее, как и раньше передает папе акушерка. Единственное, у нас, как и везде введен режим самоизоляции, и этот факт накладывает свой отпечаток. Конечно нет того праздника, как было раньше, когда родственники устраивали шумные встречи с шампанским, артистами, друзьями. Но всё равно, рождение человека – ни с чем несравнимая радость, главное событие в жизни женщины и ее семьи!

 — То и дело читаю в соцсетях, что в связи с прекращением плановых операций, женщинам отказывают в проведении аборта. Вы наверняка относитесь к этой операции негативно, но тем не менее…

 — Я хожу по земле, а не витаю в облаках. Если женщина решилась на аборт, она всё равно найдёт способ его сделать. Какие бы психологи, юристы с ней ни разговаривали, как бы мы ее переубеждали. Кто-то, возможно, передумает, но есть женщины, которые не поддаются никаким уговорам. Они вправе принимать это решение на сроке до 12 недель, когда законодательство позволяет прервать нежеланную беременность. Нелегальные аборты страшнее, это – бич, который приводит к тяжелейшим последствиям. В нашем роддоме аборты не делают.

— Вы уже слышали горькую шутку: «Оставайтесь дома, если не хотите, чтобы вас интубировал врач-гинеколог»? Такое может произойти?

  — Не совсем поняла, что интубирует травматолог, или хирург (смеётся). Сто процентов – нет, потому что, если COVID-19 способен лечить врач любой специализации, имеющий на это сертификат, то выполнять интубацию и проводить анестезиологические пособия может только врач анестезиолог-реаниматолог.

Источник