Новая инициатива властей может привести к дефициту лекарств

На фоне истерии с коронавирусом некоторые аптеки стали рекламировать устаревшие противовирусные средства, которые якобы эффективны от нового вируса. В Удмуртии стали толкать аж оберег против коронавируса. Ну и еще в стране резко выросли цены на медицинские маски.

Слухи о спекуляциях дошли до российского президента, который в ходе встречи с новым кабинетом министров предложил лишать аптеки, спекулирующие на теме коронавируса, лицензий. Депутаты Госдумы тут же разразились законодательной инициативой — каждые три месяца инспектировать цены в аптеках и наказывать виновных.

Эксперты рынка считают, что новая мера приведет к хаосу и дальнейшему исчезновению лекарств из аптек.

фото: Наталия Губернаторова

В ходе встречи с Владимиром Путиным вице-премьер Татьяна Голикова рассказала о ситуации с медицинскими масками, которые в некоторых регионах страны взлетели в цене в десятки раз — с 2 рублей за штуку до 100. Федеральная антимонопольная служба еще до этого сообщала о случаях серьезного завышения розничных цен на маски в январе в 68 регионах. Среди лидеров этого антирейтинга оказались Ивановская область (завышение цен в среднем на 485%), Тамбовская область (431%), Республика Ингушетия (400%), Воронежская область (400%), Нижегородская область (374%), Мурманская (354%) и Московская область (305%).

Президент отреагировал на доклад Голиковой в жесткой форме, заявив, что «лицензии надо отбирать у них, вот и все, на эту деятельность. Решили нажиться!» По мнению президента, если закрыть «два-три таких заведения», завышающих цены на препараты, то негативных последствий для граждан с точки зрения снабжения лекарствами «точно не будет».

Депутаты-единороссы уже на следующий день после заявления Путина накатали проект закона, который, по их мнению, наведет порядок с ценами на аптечном рынке. Зампред фракции «Единая Россия» Андрей Исаев озвучил целый ряд мер, которые должны все исправить. Ввести ограничения на количество предприятий в одной аптечной сети. Ввести новое, никому не понятное определение «некоммерческая аптека». Кроме того, единороссы предложили установить необходимость ежеквартального инспектирования цен в аптечных учреждениях: обязать аптеки в заявительном порядке раз в 3 месяца регистрировать цены на все лекарства.

По следам выступления Голиковой Росздравнадзор принялся шерстить аптеки. Проверка показала, что никакого завышения цен на противовирусные препараты в стране нет. Врио главы РЗН Дмитрий Пархоменко отметил, что «аптечные организации соблюдают в подавляющем большинстве дисциплину цен».

Да и не могут не соблюдать — почти все противовирусные препараты сегодня входят в список жизненно важных и необходимых (ЖНВЛП), на позиции которого еще с 2010 года установлено госрегулирование цен. Как напоминает председатель НП «Аптечная гильдия» Елена Неволина, регулирование это многоуровневое: цену фиксирует производитель, потом каждый субъект устанавливает предельную оптовую надбавку и предельную розничную надбавку. «Ответственность за проведение проверок за соблюдением цен на ЖНВЛП лежит на регионах. И говорить о том, что кто-то завышает цены на препараты из этого списка, сегодня нет никаких оснований — аптеки прекрасно знают закон, и никто не будет в зависимости от спроса заниматься свободным ценообразованием на препараты перечня, потому что это жестко карается. Что же касается цен на остальные препараты, то у нас рынок, и если лекарства не входят в ЖНВЛП, цены на них никоим образом не регулируются. Около 80, а то и 90% противовирусных и симптоматических средств для лечения простуды входят в ЖНВЛП».

А вот с масками ситуация принципиально иная — они относятся к классу медицинских изделий, на которые не распространяется даже требование о наличии лицензии для их продажи, не говоря уже о ценовом регулировании. Поэтому они могут продаваться в любой точке розничной торговли — ими торгуют и хозяйственные магазины, и магазины спецодежды (кстати, в таких магазинах их цены изначально значительно выше, чем в аптеках, и их там вообще никто не проверяет). И вот в последние недели января продажи масок, по данным аналитического исследования DSM Group, выросли, соответственно, в 3 и в 4 раза. «Максимальная наценка на изделия медицинского назначения сегодня никем не устанавливается, — продолжает Неволина. — И когда начался ажиотажный спрос, многие магазины повысили цены в 10 раз и больше. Но изначально цены повысили производители: в последнюю неделю января они выросли в 4 раза (с 2,5 рубля до 10 рублей за штуку), а в предпоследнюю — в 3. А сейчас оптовики предлагают упаковку масок по 50 штук за 1040 рублей. Одну трехслойную маску — за 55 рублей».

Что касается предложения депутатов бороться с завышением цен со стороны аптек, то его ждет весьма печальное будущее. Точнее, печальное будущее ждет всех нас, что уже было продемонстрировано не раз — аптеки просто перестанут закупать препараты, если не смогут обеспечить их реализацию по низкой цене, в то время как производитель ее повысит. «Буквально недавно была такая история с каплями для носа нафтизином, — напоминает Неволина. — Они сначала пропали, а через месяц появились — по цене в 4 раза дороже. Сначала не было субстанции для их производства, потом ее наработали — но она стала стоить для производителя уже совсем других денег. И он повысил цену. Если в результате ажиотажного спроса у производителя закончится товар, и новая поставка будет по более высокой цене, аптека будет вынуждена его не брать — и его просто не будет в продаже. Иначе бойцы «Молодой гвардии» приклеят на аптеку этикетку, что она завышает цены, а ей дорога репутация. Уже сегодня многие аптеки отказываются брать маски по завышенным ценам. Пусть их лучше вообще не будет, чем их назовут спекулянтами».

Директор отдела стратегических исследований DSM Group Юлия Нечаева разделяет эти опасения: «Такие законодательные инициативы вызывают только хаос на рынке. У нас нет инструментов, которые позволили бы регулировать цены, и органов, которые бы их контролировали. Сейчас цены на препараты из перечня ЖНВЛП перерегистрируются раз в год — да и то не всегда. Перерегистрация цены занимает очень длительное время — и трехмесячного интервала часто бывает недостаточно. В данный момент цены на противопростудные и противовирусные средства особо не растут, нет роста заболеваемости в стране. Да, был ажиотажный спрос на маски, но не на лекарства. Мы ждем роста спроса на такие препараты в марте и апреле».

Гендиректор DSM Group Сергей Шуляк добавляет, что есть более эффективные методы борьбы с завышением цен: «Население начало скупать маски, и это привело к ажиотажному спросу. Начали говорить о том, что надо запретить экспорт масок, но это до сих пор не сделано. Если закрыть экспорт, внутреннее потребление успокоится, потому что Китай сейчас является одним из главных скупщиков масок в России».

Источник